Биокраеведение
– новое перспективное направление в изучении биологического разнообразия
родного края.
«Увидеть и познать свой край можно
либо своими глазами, либо при помощи книг»
М.В.Ломоносов
По словам историка С.О. Шмидта, «подлинное
краеведение – всегда краелюбие. Оно подразумевает не только обучение знаниям и
распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и
достопамятностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем
своего края, о сохранении его культурного и природного наследия».
В Донецком регионе активно набирает
обороты краеведческая деятельность среди педагогов и учащихся. Одним из новых
направлений в краеведении стало биологическое краеведение, которое призвано
усилить содержание программного материала по биологии краеведческим подходом
через изучение
наиболее типичных представителей растений и животных, а также природных
сообществ конкретного населённого пункта.
Одним из результатов реализации программ
краеведческой направленности стало проведение семинара для учителей биологии на
тему «Биокраеведение
– новое перспективное направление в изучении биологического разнообразия
родного края». Целью
мероприятия было изучение особенностей новых Государственных
образовательных стандартов в аспекте реализации программ краеведческой
направленности и определение методической стратегии в процессе организации
краеведческой работы учителя биологии.
Участники семинара рассматривали
актуальные вопросы нового краеведческого направления. С приветственным словом
выступили Коровка Елена Андреевна,
заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин и методики их
преподавания и Антропова Оксана
Владимировна, методист отдела естественных дисциплин. Ключевым вопросом
мероприятия стало рассматривание краеведческого компонента в преподавании
биологии как инновационного аспекта новых образовательных стандартов.
Краеведческая работа предусматривает
практическую деятельность и поисковую работу, что является основополагающим в
создании проектов и научных исследований. Вопрос об особенностях и значении
проектной, поисковой и научно-исследовательской работы раскрыла Сипачёва Елена Владимировна, и.о.
заведующего кафедрой дошкольного и начального образования.
Логическим продолжением изучаемых
вопросов стало рассматривание актуальных направлений биологического краеведения
через призму конкурсных мини-проектов. С этой целью для выступления были
приглашены учителя биологии, подготовившие победителей Республиканского
конкурса мини-проектов по биологическому краеведению имени Андрея Гребёнкина.
Андреева
Ольга Дмитриевна, учитель биологии Марьяновской
общеобразовательной школы Старобешевского района познакомила участников с мини-проектом
ученика 7 класса на тему «Пластиковая болезнь цивилизации». В своём выступлении
она поделилась идеей проекта, его актуальностью и проблемой исследования, также
раскрыла социальную важность и значимость проекта. Своё выступление Ольга
Дмитриевна сопровождала мультимедийной презентацией и поделками из
использованных пластиковых бутылок. Участники семинара были впечатлены
проделанной работой, их заинтересовала судьба проекта. По словам учителя, этот
проект помог обратить внимание односельчан на проблему загрязнения пластиковой
тарой и искать пути решения как на бытовом уровне, так и на государственном.
Также проект создал предпосылки для организации кружковой работы в учебном
заведении для учащихся 5-6 классов.
О проектно-исследовательской работе
«Чистый берег» рассказывала Прекрасная-Загребельная
Виктория Юрьевна, учитель биологии и географии Новоазовской
общеобразовательной школы №1. «Изюминкой» её выступления стало видеобращение к
участникам семинара, в котором были видеосюжеты о последовательных этапах
работы над проектом.
В конце семинара состоялось обсуждение
наиболее важных и спорных вопросов преподавания биологии в новом учебном году.
В целом семинар прошёл в
доброжелательной атмосфере. Участники получили материалы выступлений и
поблагодарили выступающих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий