Важным условием повышения эффективности
учебно-воспитательного процесса является активизация познавательной и
мыслительной деятельности учащихся. Перед учителем
поставлена задача не просто дать школьникам сумму знаний, но и сформировать у
них логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи с
ранее изученным материалом; учить анализировать, сравнивать, обобщать.
Существует большое разнообразие методических предметов, с помощью которых можно
активизировать познавательную деятельность. На уроках биологии целесообразно
использовать биологические задачи.
Биологические задачи – разновидность
творческих заданий, способствующих формированию современной компетентной
личности. Биологические задачи направлены на активизацию мыслительной
деятельности учащихся и предусматривают не репродуктивное воспроизведение
учебного материала, а владение им.
Без сомнения, биологическая задача может
требовать математических подсчетов, но эти подсчеты имеют цель выяснить
биологические проблемы, выдвинутые в задаче.
Биологические задачи очень разнообразны,
поэтому классифицировать их с целью более эффективного использования в учебном
процессе сложно. Достаточно очертить три основные группы биологических задач.
1. Традиционные задачи в курсе изучения
общей биологии: генетики, биохимии и экологии.
2. Расчетные биологические задачи. Такие
задачи целесообразно использовать в курсе «Биология человека», где будут
изучаться физиологические процессы, происходящие в организме человека.
Эти две группы задач объединяют наличие
условия, поставленного вопроса и необходимости предпринимать определенные
действия для решения или расчеты. Но решение таких задач не должно стать
самоцелью. Это применение на практике теоретических знаний.
3. Содержательные биологические задачи.
На первый взгляд такие задачи напоминают вопросы к теоретическому материалу по
определенной теме. Но вопрос, как правило, направлен на репродукцию теории в
схеме «знаю – не знаю». А содержательная биологическая задача – это творческое
задание, в котором нужно установить разнообразные причинно-следственные связи,
выдвинуть гипотезы, объяснить и проверить факты и тому подобное. Для того,
чтобы вопрос считался биологической задачей, принципиальное значение имеет его
формулировка. Разная формулировка одного и того же вопроса может побудить как к
репродуктивному воспроизведению ответа, так и к творческому поиску. Например: «Оболочка,
хламидомонады прозрачная или непрозрачная?» Ответ: «Прозрачная» А можно
сформулировать так: «Почему оболочка хламидомонады прозрачная?»
Четыре «Почему» надо использовать
биологические задачи в учебном процессе по биологии.
1. «Над задачей необходимо подумать!»
2. «На задачу нет ответа в учебнике!»
3. «Задача имеет условия, и необходимо
найти ответ!»
4. «Задачи интересные!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий