Формирование
ключевых компетенций на уроках биологии
Одним из подходов, заложенных в
методологическую основу Государственного образовательного стандарта, является
компетентностно-ориентированный подход.
Педагогика понимает под компетентностью
уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного
решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения
личностной позиции. Чтобы иметь возможность контролировать и сравнивать
«количество образования» у каждого человека, следует иметь перечень компетенций
в виде личностного ресурса, которыми овладел обучающийся.
В результате каждый обучающийся создает
свою компетентностную парадигму, включая в нее и инвариантные для определенной
профессиональной деятельности компетенции.
Существует огромное разнообразие видов
компетенций.
Универсальными являются т.н. ключевые
компетенции. Их характерные признаки выражаются в следующем: они
многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, требуют значительного
интеллектуального развития, многомерны (включают аналитические,
коммуникативные, прогностические и другие процессы).
Ключевая компетентность выпускника школы
представляет собой сложное личностное образование, включающее в себя
аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную,
операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие
содержания школьного образования.
Выделим основные виды компетенций,
которые приобретаются учащимся в учебном процессе: ценностно-смысловая,
образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная,
общекультурная, социально-трудовая.
Рассмотрим возможные методы средства
формирования ключевых компетенций на уроках биологии.
Ценностно-смысловая
компетенция.
Ценностное
отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются
путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На
уроках используется множество живых объектов, рассматриваются явления, с
которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их
возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
В рамках этой компетенции формируется
способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать
себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это
устроено?”, осознавать свою роль и предназначение в нем - “а я смогу так?”,
“как это сделать?”), уметь выбирать целевые установки своих действий и
поступков; способность видеть и понимать биологические явления в природе,
отличать их от физических явлений, прогнозировать направление научного
использования биологических знаний в практической деятельности человека. Сюда
же можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории,
программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с биологией;
Образовательная.
На уроках биологии ученик учится с разных сторон рассматривать одну и ту же
проблему. Он учится аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже
отличную от его собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в
обсуждении в группе сформулировать верное решение. Готовность и способность
школьника к осуществлению самодиагностики, и самоанализа формируется на
протяжении всего времени изучения биологии, наиболее выражена эта
характеристика у учеников старших классов. Этот компонент формируется с помощью
использования различных методов диагностики, обсуждения возникающих проблем в
изучении материала, фиксированию успехов ученика. На уроках и вне занятий
проводится индивидуальная работа с учениками, которые по разным причинам
работают с опережением или не усваивают в полном объеме учебный материал.
Начиная со среднего звена, ученики
работают над созданием проектов, портфолио, ведут научную деятельность. Младшие
школьники, создавая собственный образовательный продукт, нуждаются в постоянной
совместной работе с преподавателем - для определения темы работы, постановки
целей, обобщения и анализа результатов, оформления выводов. В старшем звене
гимназисты больше работают самостоятельно, преподаватель лишь корректирует,
советует, помогает грамотно и логично оформить результаты работы. Подготовка
проектов и научных работ формирует умение самостоятельно ставить цели
исследования, в соответствии с целью определять задачи и поэтапно двигаться от
конкретных задач к воплощению результату.
Учебная.
В процессе работы индивидуально или в группах ученики учатся сложные задачи,
стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать
и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе. И, если в 6 классе основная
роль в разбиении задач на подзадачи все еще лежит на учителе, в старших классах
ученики сами могут справиться с этой работой.
На практических и лабораторных работах,
при проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык
определения основных этапов работы, составлению алгоритма для выполнения практических
работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий.
На всех параллелях ученики много и
активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с
большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных
материалов, формируется постепенно. На уроках всегда приводится список
дополнительной литературы. Работа с некоторыми источниками (энциклопедии,
хрестоматии, мультимедийные продукты) проводится на уроках для закрепления
навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию для остальных
учащихся.
Познавательная.
На уроках биологии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами
изучения окружающего мира, как наблюдение – сезонных изменений в жизни
растений, животных, результатов опытов по изучению жизнедеятельности живых
организмов; опыт – передвижение минеральных веществ по стеблю, влияние света на
растения и т.д. Некоторые из учащихся самостоятельно или с помощью учителя
могут подготовить и провести эксперимент (прорастание семян в различных
условиях, видоизменение вегетативных органов растения) или смоделировать
определенный процесс (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и
т.д.), протекающий в живых организмах.
На уроках после отработки алгоритмов в
стандартных ситуациях, учащимся предлагается на основе заданных алгоритмов,
решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы;
Информационно-коммуникативная.
Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в
коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую,
исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос,
дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты
деятельности.
С первого урока и на каждом занятии
вводятся новые биологические термины. Многие, введенные на ранних этапах
изучения естественно-научных дисциплин, уточняются, дополняются и усложняются.
На уроках оценивается умение учащегося логично и грамотно формулировать свои
мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных,
связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических
терминов.
Большое значение имеет составление
планов и опорных конспектов по изученному материалу – сначала по образцу, потом
самостоятельно, как по отработанному, так и по новому материалу, для
закрепления и для контроля знаний.
Общекультурная
компетенция. На первых этапах изучения – осознание
роли науки биологии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения
учеником научной картины мира; в дальнейшем – овладение познаниями и опытом
деятельности биологии как составной части жизни человека и человечества,
осознание роли биологии в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на
мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до
культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Социально-трудовая
компетенция. Формирование социальной активности и
функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой
сфере (знать преимущества и недостатки биологического образования), в области
профессионального самоопределения. Формировать умения анализировать ситуацию на
рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой,
владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Таким образом, формирование т.н.
универсальных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса.
Работу по формированию мотивации к изучению биологии мы начинаем со среднего
звена. При этом разнообразные педагогические средства, используемые нами, в
среднем и старшем звене существенно отличаются. На каждом этапе мы стремимся
развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования
ключевых компетенций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий